Как развивается ребенок в 8 месяцев
Движение
В этом возрасте детки становятся весьма активными и любознательными. Большинство уже умеют ползать, а некоторые даже встают на ножки. Малышу все интересно! Он с удовольствием осваивает новые пространства квартиры, старается выползти из уютной детской в коридор, попасть в гостиную или спальню родителей. Ребенок любит подвижные игры, хлопает в ладошки. Стоя у опоры, ребенок топает ножкой, любит музыку, пытается пританцовывать сидя или стоя.
Зрение
Зрение 8-ми месячного ребенка становится четким и осмысленным. Он уже находит глазами знакомые предметы и радуется людям, которых знает. Незнакомцев малыш может побаиваться и испытывать дискомфорт в их обществе.
Слух
Большинство деток в этом возрасте начинают пугаться громких звуков. Это легко определить по тому, как малыш реагирует на крики, грохот или сирену. Он плачет и пытается прижаться к маме. Но зато приятную ритмичную музыку, детские песенки, стишки, прибаутки малыш воспринимает с удовольствием и радуется, когда их слышит.
Любые игры и занятия надо подбирать, исходя из тех умений и способностей, которые присущи возрасту малыша. Не стоит перегружать кроху слишком сложными заданиями, но и играть с ним, как с трехмесячным ребенком, тоже не нужно
Речь
В возрасте 8 месяцев начинает формироваться речь. Разумеется, ребенок еще не говорит, но начинает активно использовать разные звуки, которыми пытается что-то сообщить родителям или сопровождает ими игру. Речевые навыки нужно обязательно поощрять и развивать.
Эмоциональное развитие
Развитие слухового внимания
Стимулируем ребенка подражать действиям взрослого для достижения определенной цели – выявления звуков, издаваемых предметами. Для этого ему нужно будет потрясти, сжать, опрокинуть или сделать другое необходимое действие, в зависимости от свойства игрушки. Для ребенка 8 месяцев можно выполнить такие развивающие упражнения: (подробнее в статье: интересные развивающие игры для детей до года)
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок в 8 месяцев по мнению доктора Комаровского?
- Игра “Что спрятано?”.
Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.
- Игра “Потяни за шнурочек”.
Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.
Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: особенности развития малыша в 9 месяцев
Как научиться понимать ребенка
В подборе игр и занятий очень важно и то, чтобы они были в радость ребенку. Малыш не должен уставать и перенапрягаться от чрезмерных нагрузок. Родители, занимаясь с ребенком, должны контролировать степень нагрузки и вовремя понимать, когда малыш начинает уставать.
Если кроха бросает игрушки на пол, это не значит, что он капризничает и плохо себя ведет. В большинстве случаев такое поведение – это приглашение взрослых к совместной игре.
Необходимо наблюдать за ребенком. Многие звуки в этом возрасте малыш произносит не просто так, а пытается обозначать ими какой-то предмет или эмоцию.
Важно следить за мимикой и моторикой ребенка. Если он устал, то это будет ясно видно. В движениях появляется неуверенность и вялость, личико становится недовольным, ребенок не улыбается, начинаются хныканья или плач.
Когда малышу занятия в удовольствие, то это тоже несложно понять. Он радуется и очень старательно выполняет те или иные действия.
Итак, игра!
Это единственный способ продуктивного взаимодействия с ребёнком с целью развития свойств его тела и ума, раскрытия мира его чувств.
В восьмимесячном возрасте ребёнок уже на многое способен. Раскрывается целый ряд новых навыков, которые необходимо утвердить и развить, задействовав в игровом процессе.
- Существенно развился речевой навык. Малыш непрерывно лопочет, пытается выдавать разнообразные слоги и звучания.
- Он уже различает смысл некоторых элементарных слов, в особенности простых словосочетаний побудительного характера вроде «где куколка», «дай ручку», «покажи, где бабушка».
- Ребёнок начинает разделять людей на своих и чужаков. Может испугаться незнакомца. На этой почве возникает большая потребность малыша быть на руках именно у мамы.
- Ребёнок сам может садиться из любого положения.
- Появляются первые навыки ходьбы, пока с поддержкой взрослого или опираясь на стенку, держась за что-либо. Большей частью же малыш активно ползает, отталкиваясь коленочками или пяточками. Передвигается вперёд либо пятится назад.
- Овладевает бытовыми навыками, осваивая умение садиться на горшок, держать кружку.
- Уже хорошо открывает рот при кормлении из ложечки.
В восемь месяцев ребёнок успешно отличает результат своих действий от обычного течения событий. Он начинает осознавать производимые им изменения, ощущает, что его действия имеют определённые последствия. Видит, слышит и осязает это. Появляется вдохновение и устремлённость воспроизводить движение и вновь достигать результата, создавать изменение.
Когда и сколько заниматься с 8-месячным ребенком
К восьмому месяцу жизни формируется некий режим, которого мама и малыш придерживаются. Даже если нет каких-то четких временных рамок, то все равно можно проследить некую упорядоченность течения дня. Подъем и отбой, кормления, дневной сон – все это происходит примерно в одно и то же время.
Время для игры и занятий стоит подбирать так, чтобы оно не приходилось на вечер перед укладыванием малыша спать. Активные занятия могут способствовать тому, что кроху будет сложно уложить. Лучше всего выбирать дневные или утренние часы, когда ребенок весел, бодр, сыт и здоров. Именно в таком состоянии лучше всего усваиваются новые знания и формируются умения.
Обучающие занятия не стоит делать слишком длинными. Достаточно 10-ти –15-ти минут несколько раз в день. Исключение можно сделать в том случае, если ребенку уж очень нравится заниматься, и мама видит, что он не устал.
Обычные игры с мамой или папой могут занимать и более продолжительное время, ограничений нет, нужно смотреть на поведение ребенка. Если ему нравится играть, он не устал и весело смеется, то можно продолжать сколько угодно.
Навыки восьмого месяца
Прежде всего, нужно совершенствовать те умения малыша, которые он уже приобрел к этому возрасту. А это не так мало:
- малыш умеет хорошо сидеть, самостоятельно садиться;
- свободно переворачивается на животик и обратно в обе стороны;
- может менять положение тела (садиться, вставать, ложиться);
- много и активно ползает по всему дому в разных направлениях, преодолевая небольшие препятствия;
- встает, держась за опору;
- может перешагивать приставными шагами, опираясь на диван, кровать или другую мебель;
- из положения стоя садиться пока не получается, кроха падает на попку;
- пробует сам держать ложку и чашку;
- может пить и кушать из рук родителей;
- надевает, а также стягивает с себя шапочку;
- машет рукой на прощание;
- захватывает мелкие предметы двумя пальчиками;
- любит сравнивать предметы по форме, размеру, поэтому настало время пирамидок, сортеров, вкладышей;
- любит выбрасывать игрушки из емкости или кроватки на пол и следить, что будет дальше, ожидая, что игрушку взрослые ему непременно подадут обратно;
- начинает бояться, что мама не вернется, что он ее потеряет;
- настороженно относится ко всем посторонним людям, особенно если они стараются завлечь его в отсутствие мамы;
- понимает запреты, может выражать протест, если ему не нравится, что ему чего-то не разрешают;
- понимает и выполняет множество простых просьб (дай, возьми, садись, принеси, подними, сними, кушай, покажи);
- знает, как нужно звать родителей.
В речи малыша произошли важные изменения: он научился удваивать и утраивать простые слоги. Поэтому часто лепечет «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Если он использует слоги «ма-ма-ма», чтобы позвать маму, или «па-па-па», когда обращается к папе, пришло время научить его произносить два этих слова правильно – с двумя слогами.
Будьте предельно внимательны, создавайте вокруг малыша безопасную среду, убирая все лишнее, закрепляя, заглушая или закрывая все опасное. Часто родители забывают закрывать дверь в ванную, где находится вся бытовая химия. А также о том, что скатерть на кухне ребенок тоже может схватить и потянуть, свалив на себя все, что стоит на столе. Поэтому сделайте так, чтобы малыш не смог достать до краев скатерти, или уберите ее на время вообще.
Как создать благоприятную атмосферу для занятий
Занятия и игры должны доставлять удовольствие. Немаловажную роль играет атмосфера. Чтобы создать нужное настроение, можно воспользоваться следующими приемами:
- Включить приятную музыку для фона (это может быть классика, детские песенки или просто любимые песни ребенка, возможно, ему нравится что-то из взрослого репертуара).
- Обеспечить хорошее освещение (можно подвинуть столик для занятий и игр к окну или включить свет в комнате).
- Если есть детский проектор (например, «звездное небо» или что-то в этом духе), можно включить его, делая игру по-настоящему волшебной.
- Положить рядом любимые игрушки малыша.
Любое занятие следует проводить в легкой игровой форме. Не нужно поучать ребенка, обращаться с ним строго или требовать, чтобы он сидел и слушал неподвижно. Стоит помнить, что это всего лишь 8-ми месячный малыш!
Чем занять 8-ми месячного малыша?
Дети в этом возрасте очень любят тактильные игры – «ладушки», массажик «Ехал поезд» и многие другие. Также с ребенком можно разучивать части тела, называя их и сопровождая слова поглаживанием, поцелуем или легкой щекоткой. От таких занятий малыши в восторге. Кроме того, такие игры с мамой способствуют формированию здоровой психики и устойчивого эмоционального развития.
Также к тактильным занятиям можно отнести разучивание приветствий «здравствуй», «пока». Можно учить ребенка приветственно и прощально махать ручкой или здороваться за руку, совсем как папа.
Двигательную активность помогают развивать ходунки. Не все детские врачи рекомендуют их использование. Но, тем не менее, ребенок, имеющий опыт хождения в ходунках, гораздо быстрее начинает ходить самостоятельно и не боится при ходьбе отпускать мамину ладошку. Перед покупкой ходунков родителям стоит проконсультироваться с врачом и взвесить все плюсы и минусы этого приспособления.
Ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного во время использования ходунков
Также для стимуляции двигательных навыков полезно использовать большие крупные игрушки, такие как яркий мяч. Можно показать его крохе, положить в другой конец комнаты, и малыш будет ползти, чтобы достать его. Так можно делать столько раз, сколько будет интересно ребенку.
Творческое развитие можно начать с рисования. Для этого можно приобрести альбом и восковые мелки. Простые цветные карандаши не подойдут. Они тонкие, и ребенку в возрасте 8-ми месяцев тяжело удержать их в руке, поэтому карандаши или мелки нужно выбирать как можно толще. Не стоит пытаться управлять рукой ребенка, пусть он рисует сам.
Отлично можно разнообразить купание ребенка всевозможными играми. Сейчас продается много игрушек, которые можно использовать в ванной. Это резиновые зверушки, яркие непромокающие книжки, специальные фломастеры для рисования по ванной и телу, которые легко смыть. Все это можно активно использовать во время купания. Сопровождать игру можно песенками и стишками.
Детки такого возраста любят рассматривать яркие книжки. Картинки хорошо сопровождать стихами или песенками. Обязательно показывать малышу картинку и несколько раз проговаривать то, что на ней изображено.
С помощью таких игр ребенок учится различать цвет, форму, отличать большой предмет от маленького, развивается точность движений и моторика
Хорошо использовать развивающие игрушки – пирамидку, сортировщик, кубики. Нужно набраться терпения. Не сразу у крохи будет получаться играть в такие игрушки. Возможно, он ими не очень заинтересуется, но надо предлагать их каждый день, терпеливо показывать, как собирать башню из кубиков и пирамидку.
Развитие речевого внимания
- Игра “Найди мишку”.
Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.
ИНТЕРЕСНО: какие игрушки необходимо покупать для развития ребенка в 2 месяца?
- Игра «Ку-ку».
Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: “А где мишка?”, а потом радостно восклицает: “А вот же он!”, сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: “А где папа? А вот он!”, “А где Коля? Вот!”.
- Вербальные игры.
Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: “привет”, “дай ручку”, “ладушки”.
Какие игрушки купить 8-месячному малышу?
Покупая игрушки для деток этого возраста, следует отдавать предпочтение качественным нетоксичным материалам, прочности, ярким цветам, крупным деталям, которые невозможно проглотить.
Советуем почитать:Какие нужны игрушки для 9 месячного ребенка?
В играх и развитии пригодятся следующие игрушки:
- Яркий мяч, большой, но такого размера, чтобы малыш мог держать его в руках.
- Пирамидка.
- Игрушка-сортировщик.
- Барабан.
- Юла или волчок достаточно большого размера.
- Надувные и резиновые игрушки для ванной.
- Детские картонные книжки большого размера с яркими иллюстрациями.
- Большие яркие кубики.
- Альбом и мелки для рисования.
Не стоит покупать большое количество игрушек. Это рассеивает внимание, и ребенку труднее чему-то научиться. Для восьмимесячного малыша данного набора будет вполне достаточно. Ведь главное в играх и занятиях в этом возрасте не игрушки, а постоянно общение с мамой. Разговаривайте с детьми, общайтесь, играйте, пытайтесь чему-то научить, и результат не заставит себя ждать.
Что можно сделать своими руками?
Игрушки для детей сегодня стоят недешево. Поэтому если женщина имеет навыки рукоделия, то она с легкостью сможет смастерить интересное изделие для развития малыша самостоятельно. Преимущество самодельных игрушек заключается в том, что учитываются интересы ребенка, создается уникальное изделие.
Список идей того, что могут смастерить родители для малыша:
- волшебное ведро. Необходимо взять пластиковую широкую емкость с крышкой. Прорезать в ней дырки, в которые ребенок сможет опускать различные мелкие предметы (желуди, пуговицы, крупные бусины, орехи);
- развивающие бусы. Они очень просты в изготовлении. Достаточно нанизать на резинку разноцветные бусины, шарики, пуговицы, фигурки животных и соединить ее два конца в кольцо. Малышу будет интересно перебирать элементы такого изделия в руке. Подобная игрушка способствует развитию мелкой моторики. Также она учит ребенка понимать различие форм, размеров, цветов;
- сенсорные мешочки. Для их изготовления берется ткань и различные мелкие элементы (макароны, рис, фасоль, горох, гречка). Шьются небольшие мешочки из прямоугольных отрезков текстиля. Затем в них помещают наполнитель и завязывают ниткой. Можно сделать разноцветные мешочки. Такие изделия развивают мелкую моторику;
- сенсорная коробка. Взять небольшую тару и обклеить ее цветной бумагой. Наполнить орехами, крупой, бусинками, каштанами, макаронами. Ребенок будет находить интересующий его предмет, вытаскивать его из коробки, осматривать и ощупывать;
- куклы для театра, которые одеваются на руку либо пальцы. С их помощью можно будет повествовать крохе сказки.