Россия, Республика Башкортостан, Нефтекамск
Телефон:
+7 (931) 009-43.. Показать номер
Пн-пт: 08:00—21:00; сб: 09:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Расстройство половой идентификации у детей: причины и последствия

Причины

Вероятной причиной расстройства половой идентификации считаются гормональные изменения у матери во время беременности. Заболевания надпочечников могут нарушить уровень тестостерона, что влияет на развитие плода. Однако недавние исследования подчеркивают значимость психологических факторов.

Органические причины:

  • патологии височных долей мозга;
  • недостаток или избыток тестостерона;
  • эпилепсия;
  • шизофрения (сопровождается паранойей, бредом и галлюцинациями).

Психологические причины:

  • Жестокое обращение с ребенком. Переживание насилия может привести к убеждению, что родители относились бы лучше, если бы ребенок был другого пола.
  • Недостаток внимания со стороны родителей. Переодевание в одежду противоположного пола и демонстративное поведение могут быть попытками привлечь внимание родителей.
  • Воспитание в неполной семье. Ребенку необходимо видеть положительный пример представителя своего пола, чтобы сформировать половую идентификацию.
  • Сложные отношения между родителями. Свидетельство семейных конфликтов и унижения родителя своего пола может создать мнение о превосходстве противоположного пола.
  • Чрезмерная привязанность к родителю противоположного пола. Сильная любовь может вызвать желание подражать этому родителю.
  • Неудовлетворенность полом ребенка. В семьях, где ожидали мальчика, а родилась девочка, родители могут открыто выражать недовольство и стремиться воспитать ее как сына.
  • Безразличие родителей к проявлению ребенком черт противоположного пола. В некоторых семьях такое поведение может поощряться.
  • Подчеркивание в ребенке черт противоположного пола. Например, восхищение внешностью мальчика или занятия девочки силовыми видами спорта могут быть вредными.

Данное расстройство встречается редко и недостаточно изучено, поэтому установить точную причину его возникновения не всегда удается.

Врачи отмечают, что расстройства половой идентификации у детей становятся все более заметной темой в современном обществе. Специалисты подчеркивают важность раннего выявления таких расстройств, чтобы обеспечить детям необходимую поддержку и понимание. Психологи и психиатры рекомендуют родителям быть внимательными к проявлениям своих детей и не игнорировать их чувства и переживания. Важно создать безопасную атмосферу, где ребенок сможет открыто обсуждать свои мысли о гендерной идентичности. Врачи также акцентируют внимание на необходимости междисциплинарного подхода, включая консультации с психотерапевтами и педагогами, чтобы помочь детям адаптироваться и развиваться в соответствии с их истинной идентичностью.

Расстройства формирования пола и половой идентификации | Д.В. Иващенко, М.А. СимаковаРасстройства формирования пола и половой идентификации | Д.В. Иващенко, М.А. Симакова

Симптомы

При расстройстве половой идентификации ребенок ощущает несоответствие между своим физическим телом и внутренним восприятием пола. Например, мальчик может считать себя девочкой, несмотря на мнение окружающих. Это вызывает замешательство, протест или депрессию.

Родители могут заметить расстройство по поведению ребенка.

У мальчиков:

  • Настойчивое желание быть похожими на девочек, матерей или сестер. Они могут носить женскую одежду или создавать наряды из подручных материалов.
  • Неприятие своих половых органов, уверенность, что с возрастом они исчезнут.
  • Сожаление о том, что не родились девочками.
  • Убеждение окружающих в своей принадлежности к женскому полу, например, фразами: «Когда вырасту, буду женщиной».
  • Предпочтение общения с девочками и женщинами, даже в компании мальчиков-сверстников.
  • Подражание девочкам, перенимая их манеры.
  • Выбор игр, характерных для девочек, таких как дочки-матери, и отказ от традиционных мальчиковых игр.
  • Деликатность, чувствительность и мягкость в характере.
  • Отсутствие интереса к противоположному полу в школьном возрасте; девочки воспринимаются как подруги или соперницы.

У девочек:

  • Дискомфорт от жизни в теле девочки. В подростковом возрасте стремление избежать изменений, например, перематывание груди или похудение.
  • Утверждение о наличии или будущем появлении пениса и мужских признаков.
  • Заявления о принадлежности к мужскому полу или о том, что станут мужчинами.
  • Сильная привязанность к отцу, подражание его манере поведения.
  • Предпочтение компании мальчиков, даже если есть девочки-сверстницы.
  • Отказ мочиться в сидячем положении.
  • Интерес к спорту и активным играм, нежелание заниматься типичными девичьими занятиями.
  • Ношение мальчиковой одежды и избегание юбок или платьев.
  • Отсутствие интереса к противоположному полу в школьном возрасте.

Дети с такими расстройствами не воспринимают свое состояние как болезнь. Проблемы возникают при негативной реакции окружающих. Мальчики испытывают большее давление, так как мужественное поведение девочек считается более приемлемым.

У дошкольников редкие симптомы не указывают на расстройство. Полоролевому поведению дети учатся в первые годы жизни и могут проявлять действия, характерные для противоположного пола, не обращая внимания на гендерные стереотипы.

Не являются признаками расстройства половой идентификации:

  • Желание принадлежать к противоположному полу из-за конкретных привилегий, например: «Я хочу быть девочкой, их все жалеют».
  • Участие в играх, характерных для другого пола, навязанных сверстниками.
  • Ношение одежды противоположного пола во время игры. Интерес к ярким вещам характерен для всех детей, и достаточно предложить альтернативу.

К расстройству не относятся случаи с генетическими аномалиями, когда у ребенка есть признаки обоих полов.

Диагноз «расстройство половой идентификации у детей» ставится по критериям МКБ-10, если у ребенка до полового созревания более 6 месяцев устойчиво проявляются отклонения в полоролевом поведении.

У мальчиков:

  • Дискомфорт от принадлежности к мужскому полу.
  • Сильное желание быть девочкой.
  • Частые заявления о принадлежности к женскому полу.
  • Один из двух симптомов:
    • Женская модель поведения, ношение женской одежды, участие в играх девочек, отказ от мальчиковых игрушек;
    • Отвержение половых органов: отвращение к ним, желание, чтобы их не было, заявления о том, что вырастет женщиной.

У девочек:

  • Дискомфорт от принадлежности к женскому полу.
  • Высказывания о том, что лучше было бы родиться мальчиком (не связанные с превосходством мальчиков).
  • Утверждения о принадлежности к мужскому полу или о том, что станут мужчинами.
  • Один из двух симптомов:
    • Отвращение к женской одежде, желание носить мужские вещи;
    • Отвержение женских половых признаков, нежелание роста груди, менструаций, утверждения о наличии (или будущем появлении) мужского полового члена.

Лечение расстройства половой идентификации включает психотерапию. Медикаментозное лечение назначается редко, гормональные препараты не применяются, так как это состояние не связано с нарушениями в эндокринной системе. При расстройстве, вызванном эпилепсией, назначаются антиконвульсанты.

В странах ЕС и США существуют стандарты, позволяющие назначать гормональное лечение для замедления развития вторичных половых признаков. В СНГ это не практикуется, так как считается, что в подростковом возрасте многие дети избавляются от расстройства.

Психотерапия

Психотерапия для детей младшего и среднего школьного возраста проводится с их согласия. Лечение начинается, если ребенок сам хочет избавиться от расстройства. В противном случае ограничиваются разъяснениями.

Работа психиатра и психолога также направлена на решение сопутствующих проблем, например, тренинги для достижения эмоциональной стабильности и развития навыков общения.

  1. Рациональная психотерапия
    Основывается на переубеждении. Психотерапевт объясняет различия полов и их значение, а также роль мужчин и женщин в обществе. Уделяется внимание преимуществам и возможностям, которые дает натуральный пол ребенка.

  2. Когнитивная психотерапия
    Направлена на изменение представлений ребенка о своем теле и поле. Формируется правильное понимание значимости всех органов и привилегий натурального пола.

  3. Игровая психотерапия
    Моделируются ситуации, в которых ребенок должен вести себя в соответствии со своим полом, проявляя лучшие качества.

  4. Семейная психотерапия
    Обсуждаются вопросы о том, как вести себя с ребенком, принимать его позицию или переубеждать. Родителей обучают справляться с тревогой и корректировать стиль взаимоотношений в семье.

  5. Гипнотерапия
    Проводится психотерапевтом с подготовкой. На сеансах присутствуют родители. Ребенку делают гипнотическое внушение, например: «Мне нравится, что я мальчик. Я принимаю свое тело».

Чем младше ребенок, тем успешнее лечение. Родителям рекомендуется не игнорировать признаки расстройства и заниматься профилактикой. Если симптомы сохраняются более 6 месяцев, следует обратиться к детскому психиатру.

У детей и подростков с данным расстройством часто возникают проблемы в поведении и эмоциональной сфере, связанные с несоответствием между полом и представлениями о себе. Проблемы усугубляются давлением сверстников и взрослых.

Наиболее распространенным последствием является депрессия, проявляющаяся отказом от еды, плаксивостью, раздражительностью, замкнутостью и бессонницей.

Среди тех, у кого расстройство сохраняется во взрослом возрасте, в 14% случаев формируется склонность к гомосексуализму. Отсутствие поддержки и буллинг сверстников могут привести к попыткам суицида.

Профилактикой расстройства половой идентификации должны заниматься родители с первых лет жизни ребенка. Их действия должны помочь ребенку принять свое тело и пол.

  • Положительный пример поведения своего пола. Мальчик должен видеть, как ведут себя мужчины. Хорошо, если такую модель поведения демонстрирует отец.
  • Теплые взаимоотношения между родителями. Ребенок должен видеть восхищение к родителю своего пола.
  • Уход за своим телом. Пример должен подавать родитель того же пола. Уход включает гигиену, физические упражнения и выбор одежды.
  • Откровенные разговоры на любые темы, включая взаимоотношения полов. Запрещенные темы могут способствовать развитию расстройства.
  • Объяснение неприемлемого поведения для его пола. Родители должны указывать на несоответствующее поведение.
  • Переключение внимания ребенка в случае несоответствующих игр. Отвлечение на что-то интересное эффективнее строгого запрета.
  • Знакомство со своим телом. Родители должны спокойно отвечать на вопросы о теле, чтобы избежать формирования стыда.

Исследование 1995 года показало, что у большинства детей расстройство проходит к подростковому возрасту, и лишь немногие сталкиваются с его проявлениями во взрослом возрасте.

Признак Возможные проявления у детей Важно помнить
Игры и предпочтения Предпочитают игры и одежду, типичные для противоположного пола; сильное желание быть другим полом; отвергают игры и одежду, соответствующие своему биологическому полу Дети часто экспериментируют с ролями. Важно отличать временные игры от устойчивого чувства дискомфорта со своим полом.
Выражение гендерной идентичности Настаивают на том, что они принадлежат к другому полу; используют имя и местоимения, соответствующие желаемому полу; отвергают свое биологическое имя и пол Важно уважать самовыражение ребенка и использовать выбранные им имя и местоимения.
Эмоциональное состояние Чувство дискомфорта и несчастья в связи со своим биологическим полом; тревога, депрессия, низкая самооценка; проблемы с адаптацией в обществе Важно обеспечить ребенку поддержку и понимание. Необходимо обратиться к специалисту для оценки и помощи.
Социальное взаимодействие Трудности в общении со сверстниками; изоляция; отвержение со стороны сверстников из-за несоответствия гендерным нормам Важно создать безопасную и поддерживающую среду для ребенка.
Физическое развитие (Не всегда проявляется) Отсутствие интереса к типичным для своего биологического пола физическим изменениям в период полового созревания Не является обязательным признаком расстройства половой идентификации.

Расстройство половой идентификации у детей вызывает множество обсуждений и споров среди родителей, педагогов и специалистов. Многие родители сталкиваются с трудностями в понимании и принятии идентичности своих детей, что может приводить к эмоциональному напряжению в семье. Некоторые считают, что это временное явление, связанное с возрастными изменениями, в то время как другие подчеркивают важность поддержки и принятия выбора ребенка. Психологи и педагоги акцентируют внимание на необходимости создания безопасной и открытой атмосферы, где дети могут свободно выражать свои чувства и переживания. Общество постепенно начинает осознавать, что важно не только понимать, но и уважать индивидуальность каждого ребенка, что способствует его гармоничному развитию.

Расстройства половой идентификации у подростковРасстройства половой идентификации у подростков

Диагностика

Диагноз «расстройство половой идентификации у детей» по МКБ-10 ставится, если у ребенка до половой зрелости в течение более 6 месяцев наблюдаются устойчивые отклонения в полоролевом поведении.

У мальчиков:

  • Неприятные ощущения от принадлежности к мужскому полу.
  • Яркое желание быть девочкой.
  • Частые утверждения о том, что он девочка.
  • Один из двух симптомов:
    • Принятие женской модели поведения, ношение женской одежды, участие в девичьих играх и увлечениях, отказ от общения с мальчиками и их игрушками;
    • Отрицание половых органов: отвращение к ним, желание их отсутствия, утверждения о том, что он вырастет женщиной.

У девочек:

  • Неприятные ощущения от принадлежности к женскому полу.
  • Высказывания о желании родиться мальчиком (не связанные с социокультурным превосходством мужчин).
  • Утверждения о том, что она принадлежит к мужскому полу или станет мужчиной.
  • Один из двух симптомов:
    • Отвращение к женской одежде, стойкое желание носить мужские вещи и аксессуары;
    • Отрицание женских половых признаков, нежелание роста груди и менструаций, утверждения о наличии (или будущем появлении) мужского полового члена.

Лечение

Лечение расстройства половой идентификации в основном включает психотерапию. Медикаменты применяются редко, а гормональные препараты не используются, поскольку у детей это состояние не связано с эндокринными нарушениями. В случае эпилепсии могут назначаться противосудорожные средства.

В странах ЕС и США существуют стандарты, позволяющие назначать детям гормональную терапию для замедления развития вторичных половых признаков. В СНГ такая практика не распространена, так как считается, что большинство подростков способны преодолеть расстройство под воздействием гормональных изменений.

Психотерапия

Психотерапия для детей младшего и среднего школьного возраста проводится с их согласия. Лечение начинается, если ребенок сам хочет избавиться от расстройства. В противном случае ограничиваются объяснениями в рамках рациональной психотерапии.

Работа психиатра и психолога направлена на решение сопутствующих проблем. Проводятся тренинги для достижения эмоциональной стабильности, снижения тревожности и подавленности, а также развития навыков общения и разрешения конфликтов со сверстниками.

  1. Рациональная психотерапия

Это направление основывается на переубеждении. Психотерапевт объясняет ребенку различия полов и их значение, а также роль мужчин и женщин в обществе. Уделяется внимание преимуществам натурального пола ребенка. Ребенка обучают, какие поступки соответствуют его полу и возрасту, а каких следует избегать.

  1. Когнитивная психотерапия

Работа психотерапевта направлена на изменение представлений ребенка о своем теле и поле. У ребенка формируется правильное понимание своего тела и значимости его органов. Половое просвещение в доступной форме влияет на его идентификацию. Чем младше ребенок, тем сильнее воздействие психотерапевта.

  1. Игровая психотерапия

В процессе игры моделируются ситуации, в которых ребенок ведет себя в соответствии со своим натуральным полом, проявляя лучшие качества, присущие этому полу. Например, игра «Супермен спасает планету» или «Принцесса в волшебном саду».

  1. Семейная психотерапия

На консультациях обсуждаются вопросы о том, как вести себя с ребенком, принимать его позицию или переубеждать, а также информировать ли окружающих о расстройстве. Родителей обучают справляться с тревогой или неприятием, вызванными поведением ребенка, и корректировать стиль взаимоотношений в семье.

  1. Гипнотерапия

Лечение с помощью гипноза должно проводиться квалифицированным психотерапевтом. Обычно на сеансах присутствуют и родители. Ребенку в состоянии гипноза делают гипнотическое внушение в виде коротких формул: «Мне нравится, что я мальчик. Я принимаю свое тело». Внушение также может быть в форме сказок, убеждающих ребенка в комфорте в своем теле.

Психиатры отмечают, что чем младше ребенок, тем успешнее лечение. Родителям рекомендуется не игнорировать признаки расстройства и активно заниматься профилактикой в домашних условиях. Если симптомы продолжаются более 6 месяцев, необходимо обратиться к детскому психиатру.

Расстройства половой идентичностиРасстройства половой идентичности

Возможные последствия

У детей и подростков с данным расстройством часто возникают проблемы с поведением и эмоциональным состоянием. Эти трудности связаны с конфликтом между их биологическим полом и внутренним восприятием. Давление со стороны сверстников и взрослых, насмешки и физическое насилие усугубляют ситуацию.

Наиболее распространенным последствием является депрессия. У детей она может проявляться в отказе от еды и ранее интересных занятий, повышенной плаксивости, раздражительности, негативном отношении к окружающим, замкнутости, бессоннице и ночных страхах.

Среди взрослых с этим расстройством у 14% наблюдается склонность к гомосексуализму.

Недостаток поддержки, постоянные упреки родителей и травля сверстников могут привести к попыткам самоубийства.

Профилактика

Профилактика расстройства половой идентификации должна начинаться с раннего возраста, и родители играют ключевую роль в этом процессе. Их действия должны помочь ребенку спокойно воспринимать свое тело и пол.

  • Положительный пример поведения своего пола. Мальчику важно видеть, как ведут себя мужчины, особенно если это отец. Даже при разводе мать должна говорить о нем с уважением, подчеркивая его положительные качества. В неполных семьях пример для подражания можно найти среди знакомых или известных личностей.
  • Теплые отношения между родителями. Когда ребенок наблюдает, как один из родителей получает одобрение от другого, у него формируется установка: «Хорошо быть мальчиком, как папа. Мама его хвалит».
  • Уход за своим телом. Родитель одного пола должен показывать пример в вопросах ухода за собой, включая гигиену, спорт, выбор одежды и другие аспекты.
  • Открытые беседы с ребенком на любые темы, включая половые отношения и продолжение рода. Запретные темы и ложный стыд могут способствовать расстройству.
  • Объяснение неподобающего поведения для его пола. Если родители замечают, что ребенок ведет себя не в соответствии со своим полом, им следует указать на это: «Мальчики ведут себя иначе. Ты же мальчик!».
  • Переключение внимания ребенка в случаях, когда его игры не соответствуют половой роли. Отвлечение на что-то более интересное оказывается эффективнее строгого запрета.
  • Знакомство с собственным телом. С двухлетнего возраста дети начинают исследовать свое тело, включая половые органы. Родители должны отвечать на вопросы спокойно и доброжелательно, избегая стыда. Реакция «Не трогай! Не смотри! Не спрашивай!» может привести к восприятию половых органов как неприемлемых, что в будущем может вызвать расстройство половой идентификации.

В заключение, успокою родителей. Исследование австралийских ученых 1995 года показало, что у большинства детей к подростковому возрасту расстройство проходит самостоятельно, и лишь немногие сталкиваются с его проявлениями во взрослом возрасте. Это подтверждается тем, что среди опрошенных взрослых трансвеститов и трансгендеров редко встречаются те, кто имел расстройство половой идентификации в детстве.

Вопрос-ответ

В каком возрасте у детей формируется половая идентификация?

В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек.

К чему может привести чрезмерная идентификация мальчика с матерью?

Чрезмерная идентификация мальчика с матерью, по П. Куттеру, может привести к феминизации, а дочери с отцом – к маскулинизации.

Чем чаще всего обусловлены расстройства гендерной идентичности?

Наиболее изучаемые факторы — биологические, в особенности различия в структуре мозга по отношению к биологии и сексуальной ориентации. Также были предложены факторы влияния среды.

Советы

СОВЕТ №1

Обеспечьте безопасное пространство для обсуждения. Важно создать атмосферу, где ребенок сможет открыто говорить о своих чувствах и переживаниях, не опасаясь осуждения. Слушайте его внимательно и поддерживайте, чтобы он чувствовал, что его мнение и чувства важны.

СОВЕТ №2

Изучите информацию о расстройствах половой идентификации. Понимание различных аспектов этой темы поможет вам лучше поддерживать ребенка. Читайте книги, статьи и научные исследования, чтобы быть в курсе современных подходов и рекомендаций.

СОВЕТ №3

Обратитесь за профессиональной помощью. Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с определением своей половой идентификации, не стесняйтесь обратиться к психологу или психиатру, специализирующемуся на детской психологии. Профессиональная поддержка может оказать значительное влияние на его эмоциональное состояние.

СОВЕТ №4

Поддерживайте открытость и гибкость в отношении гендерных ролей. Поощряйте ребенка исследовать свои интересы и увлечения, независимо от традиционных гендерных стереотипов. Это поможет ему развивать уверенность в себе и свою индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию
Похожее