Методика исследования кратковременной памяти
Для исследования кратковременной зрительной памяти создайте таблицу из 12 ячеек (3 ряда по 4 ячейки) на листе бумаги. Заполните ячейки двухзначными числами.
Участнику предоставляется 10 секунд для изучения таблицы, после чего он записывает запомненные числа. В среднем люди запоминают 6-7 чисел. Результат ниже 5 чисел считается недостаточным.
Врачи отмечают, что плохая память может быть вызвана различными факторами, включая стресс, недостаток сна, неправильное питание и малую физическую активность. Хронические заболевания, такие как диабет и гипертония, также могут негативно сказываться на когнитивных функциях. Для улучшения памяти специалисты рекомендуют вести активный образ жизни, включая регулярные физические упражнения, которые способствуют улучшению кровообращения и, как следствие, функции мозга. Важно также уделять внимание рациону: употребление продуктов, богатых омега-3 жирными кислотами, витаминами группы B и антиоксидантами, может оказать положительное влияние на память. Кроме того, врачи советуют практиковать техники запоминания, такие как ассоциации и мнемонические приемы, а также уделять время на отдых и расслабление, что поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»
Для исследования требуется два набора изображений, по десять картинок в каждом.
Изучение непроизвольной памяти. Участник смотрит на изображения по две секунды каждое, затем должен вспомнить их.
Изучение произвольной памяти. Участника просят запомнить изображения без указания метода. Второй набор показывается по три секунды на каждую, после чего участник воспроизводит их в любом порядке.
По завершении исследования сравнивается эффективность двух типов памяти.
Память — функция нервной системы, позволяющая запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, навыки и умения. Она является основой обучения и относится к познавательным процессам.
Проблемы с памятью могут проявляться на разных этапах: трудности с запоминанием, хранением или воспроизведением информации. Ухудшение памяти часто связано с недостатком внимания, переутомлением и спешкой, что можно исправить тренировками. Более серьезные проблемы требуют помощи невролога.
Виды памяти по органам чувств
- Словесно-логическая – запоминание смысла речи.
- Эмоциональная – память на пережитые эмоции и события.
- Двигательная – запоминание и воспроизведение движений.
- Образная – память на образы, сформированные через органы чувств:
- Зрительная – сохранение визуальных образов.
- Слуховая – сохранение звуков и речи.
- Обонятельная – запоминание запахов.
- Тактильная – информация, полученная через осязание.
По времени хранения
- Мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд, хранит только что воспринятую информацию.
- Кратковременная – до 20 секунд, объем ограничен (примерно 7 элементов), информация быстро замещается новыми данными.
- Оперативная – хранение на срок до нескольких дней.
- Долговременная – хранит информацию на неограниченный срок, трудности возникают с воспроизведением.
- Генетическая – сохраняется на уровне генов и передается по наследству.
По участию воли в процессе запоминания:
- Непроизвольная – информация запоминается автоматически, чаще всего это интересный материал.
- Произвольная – требует волевых усилий для запоминания, например, для изучения стихотворения.
От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
Разные структуры мозга отвечают за память:
- Оперативная и кратковременная память – медиобазальная система (гиппокамп и кора височной доли);
- Процедурная память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
- Долговременная память – кора головного мозга.
Также важны холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические и дофаминэргические системы мозга.
Память можно представить как машину, оставляющую следы (нейроны). Если информацию не повторять, след исчезнет.
Память включает в себя четыре процесса:
- Запечатление;
- Сохранение;
- Воспроизведение;
- Забывание.
Эти процессы обеспечиваются механизмами памяти:
- Образование нервных связей;
- Закрепление нервных связей;
- Возбуждение нервных связей;
- Торможение нервных связей.
Запечатление информации происходит через образование нервных связей. Процесс проходит две стадии: удержание возбуждения для кратковременной памяти и закрепление возбуждения через биохимические изменения в клетках.
Сохранение информации возможно благодаря закреплению нервных связей. Исследования показывают, что информация оперативной памяти кодируется в изменениях молекул РНК, а долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК.
Воспроизведение информации осуществляется путем возбуждения нейронов, запоминавших информацию. Чем больше взаимосвязанного материала, тем легче воспоминание.
Забывание связано с торможением нервных связей, когда следы вытесняются новыми впечатлениями.
Информация хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация локализуется в лобных долях. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Действия, доведенные до автоматизма, не откладываются в коре полушарий. Хорошая память зависит от тонуса коры головного мозга, который определяется работой подкорковых структур.
Как определить, что память плохая?
Для оценки объема памяти используют тесты. Например, для кратковременной зрительной памяти можно создать таблицу из 12 ячеек с двухзначными числами. Участнику дают 10 секунд на запоминание, затем он записывает числа. Средний результат – 6-7 чисел, недостаточный объем – менее 5.
Проблемы с памятью:
- Запоминание – трудности с заучиванием и освоением новой информации.
- Сохранение информации.
- Воспроизведение – «крутится на языке», провалы в памяти.
Основные причины ухудшения памяти:
- Хроническая усталость – длительные умственные нагрузки нарушают работу нервной системы.
- Стрессы – негативно влияют на память и высшую нервную деятельность.
- Недосыпание – снижает эффективность мыслительных процессов на 30%.
- Злоупотребление энергетиками – истощает мозг.
- Курение и алкоголь – негативно влияют на сосуды и нервную систему.
- Интоксикация – алюминий, свинец и другие вещества ухудшают память.
- Недостаточное питание – дефицит белка и микроэлементов нарушает работу мозга.
- Дефицит витаминов – витамины Е и группы В участвуют в обмене кислорода и синтезе нейромедиаторов.
- Возрастные изменения – снижение активности мозга и ухудшение кровообращения.
- Беременность и кормление грудью – гормоны могут негативно влиять на память.
- Прием медикаментов – некоторые препараты могут ухудшать память.
- Гипоксия мозга – кислородное голодание нервных клеток.
- Заболевания внутренних органов – различные патологии могут влиять на память.
Как улучшить память?
Тренировка памяти, как и мышц, полезна в любом возрасте.
Повторение. Повторение информации в течение 20 секунд помогает сохранить ее в кратковременной памяти.
- Запишите цифры от 1 до 20 и свяжите каждое с предметом. На следующий день попытайтесь вспомнить.
- Запишите 20 двузначных чисел, посмотрите на таблицу 40 секунд и воспроизведите.
- Прочитайте отрывок текста из 10 предложений и через минуту воспроизведите.
- Запомните 10 лиц и ФИО за 30 секунд, затем попытайтесь вспомнить.
Медикаменты для улучшения памяти
| Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта | |||
|---|---|---|---|
| Группа препаратов | Представители | Действие | Способ применения |
| Препараты гинкго билоба | Билобил, мемоплант | Улучшают кровообращение и питание нервных клеток. | По 1 капсуле 3 раза в день в течение 3 месяцев. |
| Аминокислоты | Глицин | Улучшают обменные процессы в нейронах. | По 2 таблетки 3 раза в день. |
| Ноотропные препараты | Аминалон | Улучшают мозговое кровообращение и обмен веществ. |
| Лекарственные средства, применяемые по назначению врача | |||
|---|---|---|---|
| Группа препаратов | Представители | Действие | Способ применения |
| Ноотропные средства | Пирацетам | Улучшают передачу нервных импульсов. | По 150-250 мг 3 раза в день. |
| Ноотропные и гамкергические препараты | Энцефабол | Улучшают усвоение глюкозы нервными клетками. | 3 раза в день после еды. |
| Психостимулирующие средства | Фенопропил | Активируют деятельность мозга. | По 100-200 мг 2 раза в день. |
Эти препараты назначаются только после консультации с врачом!
- Витамины группы В – мясо и субпродукты.
- Витамин Е – семечки, орехи, авокадо.
- Полифенолы – ягоды, зеленый чай.
- Холин – яичный желток.
- Йод – морская капуста, рыба.
- Глюкоза – мед, шоколад.
Ассоциации. Связывайте слова ассоциативной связью.
Заучивание стихов. Учите наизусть, это улучшает память.
Запоминание последовательности игральных карт. Вытяните 6 карт и запомните их порядок.
Создание образов. Это помогает запомнить информацию.
При ухудшении памяти обратитесь к неврологу и терапевту для установления причин. Лечение назначается на основе обследования.
- Активный образ жизни. Физическая активность улучшает кровообращение.
- Новые впечатления. Эмоционально насыщенные события активируют нейроны.
- Не допускайте автоматизма. Выполняйте действия осознанно.
- Решайте задачи и головоломки.
- Сосредоточьтесь на объекте действия.
- Используйте ассоциации. Это облегчает запоминание.
- Поддерживайте позитивный настрой. Эмоции улучшают память.
- Изучайте иностранный язык. Это активирует работу мозга.
- Развивайте мелкую моторику. Освойте новый вид рукоделия.
- Запоминайте последовательность предметов.
Почему плохая память у ребенка?
- Асфиксия плода во время беременности.
- Невроз из-за переутомления или конфликтов.
- Несобранность.
- Выборочная память – запоминается только интересное.
- Регулярные упражнения и игровые тренировки.
Как улучшить память ребенка?
Лучше запоминается:
- Значимый материал.
- Эмоционально насыщенный материал.
- Регулярно используемый материал.
- Связанный с известным.
- Образное мышление.
- Внимание к фактам.
- Осмысленный и структурированный материал.
- Группированный материал.
Что делать:
- Определите ведущий тип памяти.
- Тренируйте память через заучивание.
- Расширяйте кругозор через чтение и развивающие игры.
- Обеспечьте отдых от умственных нагрузок.
- Улучшайте слаженность работы полушарий.
- Предоставляйте больше материала по теме.
- Используйте тактильную память.
- Развивайте двигательную память.
- Подключайте эмоции и создавайте образы.
- Запоминайте иностранные слова через образы.
- Связывайте фамилии с внешними особенностями.
- Используйте текст, записи и пиктограммы.
- Тренируйте память, чтобы она не ослабевала.
| Причина плохой памяти | Симптомы | Способы улучшения памяти |
|---|---|---|
| Физиологические факторы: • Низкий уровень витаминов и минералов (B12, D) • Недостаток сна • Дефицит кислорода в мозге • Заболевания (деменция, болезнь Альцгеймера, черепно-мозговые травмы) • Гормональный дисбаланс • Прием некоторых лекарств |
• Забывчивость • Трудности с концентрацией • Проблемы с запоминанием новой информации • Снижение скорости обработки информации • Дезориентация • Потеря памяти |
• Сбалансированное питание, богатое витаминами и минералами • Достаточный сон (7-9 часов) • Регулярные физические упражнения • Контроль уровня стресса • Медицинская консультация и лечение основного заболевания • Избегание курения и чрезмерного употребления алкоголя |
| Психологические факторы: • Стресс и тревожность • Депрессия • Отсутствие мотивации • Низкая самооценка • Неправильные стратегии запоминания |
• Забывчивость • Рассеянность • Трудности с концентрацией • Проблемы с обработкой информации • Чувство перегрузки |
• Техники релаксации (медитация, йога) • Психотерапия • Постановка реалистичных целей • Развитие позитивного мышления • Изучение и применение эффективных методов запоминания |
| Образ жизни: • Недостаток физической активности • Неправильное питание • Злоупотребление алкоголем и наркотиками • Малоподвижный образ жизни |
• Снижение когнитивных функций • Ухудшение памяти • Снижение концентрации внимания • Утомляемость |
• Регулярные физические нагрузки • Здоровое питание • Отказ от вредных привычек • Достаточное количество времени на отдых и сон |
| Возрастные изменения: • Естественное старение мозга |
• Ухудшение памяти • Замедление мыслительных процессов • Трудности с запоминанием новой информации |
• Тренировка мозга (игры, головоломки) • Социальная активность • Занятия, стимулирующие когнитивные функции • Поддержание здорового образа жизни |
Плохая память — это проблема, с которой сталкиваются многие люди. Часто причиной служат стресс, недостаток сна и неправильное питание. В современном мире, насыщенном информацией, мы перегружаем свой мозг, что также негативно сказывается на способности запоминать. Люди отмечают, что забывают важные детали, им становится сложно сосредоточиться, а это может вызывать чувство тревоги и неуверенности.
Чтобы улучшить память, эксперты рекомендуют несколько простых методов. Во-первых, регулярные физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и, как следствие, работы мозга. Во-вторых, важно правильно питаться: продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами и витаминами, поддерживают когнитивные функции. Третьим аспектом является тренировка ума: кроссворды, головоломки и изучение новых языков помогают развивать память. Наконец, не стоит забывать о полноценном сне, который играет ключевую роль в процессе запоминания и усвоения информации.

Виды памяти по органам чувств
- Словесно-логическая – восприятие и запоминание смысла сказанного.
- Эмоциональная – сохранение пережитых эмоций и связанных с ними событий.
- Двигательная – запоминание и воспроизведение сложных движений.
- Образная – память на визуальные образы, сформированные на основе информации от органов чувств.
- Зрительная – сохранение визуальных образов, иллюстраций, схем и таблиц.
- Слуховая – сохранение и точное воспроизведение звуков и речи.
- Обонятельная – запоминание запахов.
- Тактильная – память на информацию, полученную через осязание.
По времени хранения
Мгновенная (иконическая) – длится до 0,5 секунд, фиксируя информацию, полученную через органы чувств.
Кратковременная – сохраняется до 20 секунд. Объем этой памяти ограничен (примерно 7 элементов), и информация быстро заменяется новыми данными. На этом этапе происходит отбор ненужной информации, что предотвращает перегрузку долговременной памяти. Кратковременная память фильтрует и служит промежуточным хранилищем для долговременной памяти, поэтому больший объем кратковременной памяти способствует более эффективному запоминанию в долговременной.
Оперативная – хранит информацию до нескольких дней (например, до момента записи или экзамена).
Долговременная – сохраняет информацию на неограниченный срок. Объем этой памяти считается безграничным, трудности возникают не с хранением, а с воспроизведением информации.
Генетическая – сохраняется на уровне генов и передается по наследству.
По степени участия воли в процессе запоминания:
Непроизвольная – информация запоминается автоматически, без сознательных усилий. Обычно это интересные материалы, значимые для человека, вызывающие положительные эмоции или необходимые в профессии. Непроизвольная память часто оказывается более эффективной, чем произвольная – запоминание происходит быстрее, а информация сохраняется дольше.
Произвольная – требует волевых усилий для запоминания. Чтобы выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова, необходимо заставить себя, что создает дополнительные трудности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
Разные структуры мозга отвечают за память:
- Оперативная и кратковременная память контролируются медиобазальной системой (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
- Процедурная память зависит от миндалевидного тела, мозжечка и коры;
- Долговременная память обеспечивается корой головного мозга.
Важную роль в работе памяти играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические и дофаминэргические системы мозга. Эти системы состоят из нейронов, выделяющих нейромедиаторы: ацетилхолин, норадреналин, серотонин и дофамин.
Существует множество видов памяти, которые функционируют совместно.
Представьте машину, разбрасывающую песок по дороге — это информация для запоминания. Она оставляет след от одного объекта к другому (нейроны). Этот след сохраняется на время — информация хранится в памяти. Если машина не проедет по тому же маршруту снова, след исчезнет. Так и с памятью: если информацию не повторять, она вытесняется новыми раздражителями.
Информация передается от одной нервной клетки к другой, образуя дорожку. Новая информация проходит по другому пути, оставляя новый след.
Память включает четыре основных процесса:
- запечатление;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание.
Эти процессы обеспечиваются четырьмя механизмами памяти:
- образование нервных связей;
- закрепление нервных связей;
- возбуждение нервных связей;
- торможение нервных связей.
Каждому процессу соответствует свой механизм. Например, запечатление информации происходит через образование нервных связей между группами нейронов. Этот процесс проходит в две стадии. Первая стадия — нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.
Вторая фаза запоминания — закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках мозга и синапсах (структурах, обеспечивающих передачу нервного импульса). Биохимические изменения требуют времени, поэтому запоминание информации занимает время. Оптимально запоминание происходит при повторении информации. В этом случае нервное возбуждение проходит по одному и тому же пути, что приводит к значительным биохимическим изменениям, и такая информация хорошо запоминается, долго хранится и легче воспроизводится. Важно, насколько новый материал связан с уже имеющимися знаниями: легче запоминается то, с чем мозг уже сталкивался.
Сохранение информации возможно благодаря закреплению нервных связей. Исследования показывают, что информация оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка содержит более 1000 измененных молекул РНК. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) в соответствующих нервных клетках.
Воспроизведение информации осуществляется путем возбуждения нейронов, которые запоминали информацию. В мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Чем больше взаимосвязанного материала, тем легче вспомнить информацию.
Забыванию соответствует торможение нервных связей, когда старые следы вытесняются новыми впечатлениями. Это замещение устаревших данных актуальной информацией. Забывание — защитный механизм, предохраняющий мозг от перегрузок.
Вся информация в памяти распределена по различным зонам коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация локализуется в лобных долях. В запоминании события могут участвовать как один нейрон, так и сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Автоматические действия (умывание, чистка зубов, закрывание двери) не фиксируются в коре полушарий.
Эффективная память возможна при высоком тонусе коры головного мозга, который зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. Ретикулярная формация и лимбическая система повышают тонус коры и направляют внимание, создавая условия для запоминания.
Как определить, что память плохая?
Для оценки объема памяти используются специальные тесты.
кратковременная память
Для исследования кратковременной зрительной памяти потребуется таблица, которую можно создать самостоятельно. Лист бумаги делится на 12 ячеек (3 ряда по 4 ячейки), в каждую ячейку записывается двузначное число. Участник рассматривает таблицу 10 секунд, затем записывает все запомненные числа. В среднем, люди запоминают 6-7 чисел; менее 5 считается недостаточным результатом.
1. Проблемы с запоминанием
— Трудности с запоминанием информации;
— Проблемы с усвоением новой информации;
2. Проблемы с сохранением информации
3. Проблемы с воспроизведением информации
— Слово «крутится на языке»;
— Провалы в памяти;
Основные причины ухудшения памяти
Хроническая усталость. Длительные умственные нагрузки нарушают работу высшей нервной системы, что негативно сказывается на памяти. Это усугубляется избытком информации, необходимостью принимать быстрые решения и многозадачностью.
Стрессы. Частые стрессы негативно влияют на память и общее состояние нервной системы, особенно на способность сохранять информацию.
Недосыпание. Постоянное недосыпание снижает эффективность мыслительных процессов и памяти на 30%, особенно затрагивая запоминание и воспроизведение информации.
Злоупотребление энергетическими напитками. Постоянная стимуляция может истощить мозг.
Курение и алкоголь. Никотин сужает сосуды головного мозга, а употребление алкоголя свыше 40 г в день интоксицирует нервную систему. Интересно, что полный отказ от алкоголя (менее 20 г в день) также может негативно сказаться на памяти.
Интоксикация вредными веществами. Алюминий, свинец, медь, марганец и ртуть, накапливаясь в организме, негативно влияют на память, особенно у работников вредных производств.
Недостаточное питание. Дефицит белка, незаменимых жирных кислот и микроэлементов ухудшает функционирование мозга.
Дефицит витаминов Е и группы В. Эти витамины участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих передачу импульсов между нервными клетками.
Возрастные изменения. С возрастом снижается мозговая активность и ухудшается кровообращение в головном мозге. Без профилактических мер ухудшение памяти может начаться после 55 лет.
Беременность и кормление грудью. Гормон окситоцин негативно влияет на память, в то время как тестостерон и эстроген способствуют запоминанию.
Прием некоторых медикаментов. Это касается антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов и антигистаминов. Действие различных групп медикаментов может накапливаться.
Гипоксия мозга. Кислородное голодание нервных клеток может быть вызвано отравлением угарным газом, нарушением кровообращения или удушением.
Заболевания внутренних органов:
— Печеночная недостаточность;
— Почечная недостаточность;
— Цирроз печени;
— Туберкулез легких;
— Гипертоническая болезнь;
— Сахарный диабет;
— Гипотиреоз;
— Патологии нервной системы;
— Депрессия;
— Нарушения мозгового кровообращения, инсульт;
— Черепно-мозговые травмы;
— Нейросифилис;
— Инфекционные заболевания (менингит, энцефалит);
— Болезнь Паркинсона;
— Болезнь Альцгеймера;
— Эпилепсия;
— Рассеянный склероз;
— Опухоли головного мозга.
Как улучшить память?
В последние годы растет интерес к теории, что мозг можно тренировать, как мышцы. Регулярные занятия развитием памяти улучшают её, что актуально для людей любого возраста. Методы повышения памяти подходят как детям, так и пожилым.
Повторение. Повторение информации в течение 20 секунд после её получения помогает удерживать её в кратковременной памяти и тренировать память.
- Запишите числа от 1 до 20 и свяжите каждое с предметом, человеком или явлением. Например: 1 — яблоко, 5 — магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить ассоциации. Повторяйте ежедневно, меняя их, и записывайте количество правильных ответов.
- Запишите 20 двузначных чисел с порядковыми номерами. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… Посмотрите на таблицу 40 секунд, затем воспроизведите запомненное.
- Прочитайте отрывок текста из 10 предложений научно-публицистического жанра. Через 1 минуту попытайтесь воспроизвести всё, что запомнили.
- Запоминайте лица и фамилии. Вам понадобятся 10 фотографий незнакомых людей. Запомните их лица и ФИО за 30 секунд. Затем покажите фотографии в другом порядке и вспомните имена.
- Медикаменты для улучшения памяти
| Безрецептурные препараты | |||
| Группа препаратов | Представители | Действие | Способ применения |
| Препараты гинкго билоба | Билобил, Мемоплант, Гингогинк, Билобил Форте, Гинкго Билоба | Улучшают кровообращение и питание нервных клеток кислородом. | Взрослым — по 1 капсуле 3 раза в день. Курс — 3 месяца. Противопоказаны детям до 18 лет. |
| Аминокислоты | Глицин, Глицисед, Глицирам | Улучшают обменные процессы в нейронах, способствуют запоминанию в периоды умственного напряжения. | Таблетки для рассасывания под языком. Взрослым — по 2 таблетки 3 раза в день, детям — по 1 таблетке 3 раза в день. Длительность — от 2 недель до 2 месяцев. |
| Ноотропные препараты | Аминалон, Ноофен | Улучшают мозговое кровообращение и метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. |
| Препараты по рецепту врача | |||
| Группа препаратов | Представители | Действие | Способ применения |
| Ноотропные средства | Пирацетам, Луцетам, Мемотропил, Ноотропил, Церебрил | Увеличивают синтез дофамина, улучшают передачу нервных импульсов и обменные процессы в мозге. | Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах — внутривенно. Длительность — от 2 недель до 3 месяцев. |
| Ноотропные и гамкергические препараты | Энцефабол, Пиритинол | Улучшают усвоение глюкозы нервными клетками и высвобождение нейромедиаторов. | Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя доза для взрослых — 2 таблетки или 10 мл суспензии. Последний прием — не позднее 3 часов до сна. |
| Психостимулирующие и ноотропные средства | Фенопропил | Активируют деятельность мозга, улучшая внимание и память. | Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность — по назначению врача (в среднем 30 дней). |
Эти препараты назначаются только после консультации с врачом из-за возможных противопоказаний и побочных эффектов.
Продукты для улучшения памяти
- Витамины группы В – мясо и субпродукты (печень, сердце)
- Витамин Е – семена, орехи, авокадо, растительные масла
- Полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
- Холин – яичный желток
- Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
- Глюкоза – мед, шоколад, сахар
Тренировка памяти
- Ассоциации. Назовите 10 пар ассоциативно связанных слов, например, дом – уют; блондинка – краска для волос. Через 20-30 минут вспомните первые слова из списка.
- Заучивание стихов. Учите стихи наизусть. Заучивая по два четверостишия в день, через 1-2 месяца заметите улучшение памяти.
- Запоминание порядка карт. Вытяните 6 карт из колоды и запомните их последовательность.
- Создание образов.
Лечение причин плохой памяти
При первых признаках ухудшения памяти важно обратиться к неврологу и терапевту для выявления причин. На основе обследования будет назначено лечение. У людей с проблемами памяти неврологические расстройства встречаются редко (за исключением амнезии).
- Активный образ жизни. Физическая активность необходима для нормального кровообращения в мышцах и мозге. Прогулки, спорт и активный отдых способствуют улучшению работы мозга.
- Новые впечатления. Эмоционально насыщенные события активируют нейроны в коре головного мозга, что помогает запоминанию.
- Избегайте автоматизма. Выполняйте действия осознанно. Например, закрывайте двери или выключайте приборы левой рукой, если вы правша. Это активирует дополнительные участки мозга и улучшает запоминание.
- Решайте задачи. Занимайтесь кроссвордами, головоломками и устным счетом.
- Сосредоточьтесь на объекте действия. Концентрация активирует нейронные сети, облегчая запоминание и воспоминание информации.
- Используйте ассоциации. Мозг лучше запоминает информацию, связанную с известными данными. Например, легче запомнить человека, напоминающего знакомого.
- Поддерживайте позитивный настрой. События, вызывающие смех и радость, запоминаются лучше. Депрессия негативно сказывается на памяти, поэтому важно общаться с оптимистичными людьми и смотреть юмористические передачи.
- Изучайте иностранный язык. Это активирует работу мозга.
- Развивайте мелкую моторику. Освойте новый вид рукоделия, различайте монеты, лепите из глины и пластилина.
- Бросьте 7-10 спичек. Посмотрите на них 1-5 секунд, затем зарисуйте, как они упали.
- Освойте метод печатания десятью пальцами. Это поможет задействовать новые ассоциативные связи и участки коры мозга.
Почему плохая память у ребенка? (основные причины)
Асфиксия плода может быть связана с токсикозом и преждевременным старением плаценты.
Невроз возникает из-за переутомления в учебе или частых семейных конфликтов.
Несобранность также представляет собой проблему.
Выборочная память проявляется в запоминании только интересной информации.
Регулярные физические нагрузки улучшают общее состояние.
Игровые тренировки в интернете, например, Викиум, полезны для развития навыков.
Ейдетика — метод, улучшающий память и восприятие информации.
Как улучшить память ребенка?
Лучше запоминается
- значимый контент – ребенок осознает его важность;
- материал, вызывающий эмоциональный отклик;
- регулярно используемый, интегрированный в повседневную практику;
- информация, связанная с известным ребенку;
- образное восприятие – представь себе;
- факты, на которые уделялось внимание;
- материал, который удалось воспроизвести;
- осмысленный и структурированный контент;
- сгруппированный материал;
- запоминание изображений для дошкольников до 10 лет – каждый образ связывается последовательно;
- стихи, пиктограммы. Пересказал. Повтор через 2 часа, три раза перед сном и снова с утра;
- слуховая память. Произнести 15 словосочетаний – история, специфическая и абсурдная;
- цифры – образы. Диктовать трехзначные числа – короткие истории;
- даты рождения, даты событий, например, Пушкина.
Что делать
- Определите ведущий тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). Используйте этот тип при изучении нового материала. Дети с аудиальной памятью лучше запоминают текст, прочитанный вслух. Ребенок с двигательной памятью запомнит то, что записал. Зрительная память легче усваивает информацию, которую видно. Рекомендуется использовать текстовыделители, схемы и таблицы. Дошкольники и младшие школьники хорошо воспринимают иллюстрированный материал. Определите тип памяти вашего ребенка.
- Для выявления ведущего типа предложите ребенку несколько текстовых отрывков одинакового объема. Первый пусть прочитает «про себя», второй вслух, третий перепишет, четвертый прочитайте вы. Затем ребенок должен пересказать отрывки. Тот, который запомнится лучше, указывает на более развитый тип восприятия.
- Тренируйте память. Учите наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. Это активизирует больше нейронов.
- Расширяйте кругозор. Читайте ребенку с раннего возраста. Полезны развивающие мультфильмы, игры и передачи. Чем больше информации ребенок усвоит в ранние годы, тем легче будет запоминать в школе.
- Обеспечьте отдых от умственных нагрузок. Дети могут испытывать переутомление, особенно в стрессе, что ухудшает память. Учитывайте, что память ослабевает на 4-6 уроке, в четверг и пятницу, особенно в конце четверти. В такие периоды важен полноценный отдых, активные игры на свежем воздухе.
- Улучшайте координацию работы полушарий мозга. Пальчиковая гимнастика, упражнение «палец – кулачок».
- Больше информации по теме. Чем больше ребенок знает о животных, тем легче запоминать новые факты.
- Игра «кулачек — пальчик».
- Тактильная память. Прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
- Расставьте игрушки на столе, посмотрите 10 секунд, затем уберите один предмет. Для дошкольников 5-7 лет.
- Устный счет.
- Развивайте двигательную память.
- Метод ассоциаций.
- Подключение эмоций.
- Создание образов помогает запомнить фразы и цифры.
Приемы легкого запоминания
- Запоминание иностранных слов облегчается созданием абсурдных образов.
- Для запоминания списка или номера телефона полезно расположить предметы в определённом порядке на знакомом маршруте.
- Запомнить фамилию проще, если связать её с внешностью человека. Повторение имени про себя также помогает. Можно обратиться к знакомому по имени, например: «Иван Петрович, если я вас правильно понял». Ассоциация с человеком, имеющим такое же имя, будет полезной.
- Текст, записи и пиктограммы — основные элементы в предложении.
- Память похожа на мышцу — требует регулярной тренировки. Чем больше вы её тренируете, тем лучше она работает. Если память не используется, она ослабевает.
9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно
Вопрос-ответ
Почему стала ужасной память?
Причины ухудшения памяти могут быть связаны непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такие поражения, как черепно-мозговая травма, инсульт, онкологические заболевания головного мозга. Ухудшение работы мозга может быть из-за заболевания других органов и систем.
Что делать, если постоянно все забываешь?
Если вы постоянно забываете информацию, попробуйте использовать методы организации, такие как ведение записей, создание списков дел и использование напоминаний на телефоне. Регулярные тренировки памяти, такие как запоминание стихов или игра в логические игры, также могут помочь. Обратите внимание на свой режим сна и питания, так как они влияют на когнитивные функции. Если проблема сохраняется, стоит обратиться к врачу для исключения возможных медицинских причин.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно тренируйте свою память с помощью различных упражнений. Это могут быть головоломки, кроссворды, игры на запоминание или изучение нового языка. Такие занятия активизируют мозговую деятельность и помогают улучшить когнитивные функции.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на свое питание. Включите в рацион продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами и витаминами группы B. Рыба, орехи, ягоды и зеленые листовые овощи способствуют улучшению памяти и концентрации.
СОВЕТ №3
Не забывайте о важности полноценного сна. Недостаток сна негативно сказывается на памяти и способности к обучению. Старайтесь спать не менее 7-8 часов в сутки и придерживайтесь регулярного графика сна.
СОВЕТ №4
Практикуйте техники релаксации, такие как медитация или йога. Они помогают снизить уровень стресса, который может негативно влиять на память. Регулярные занятия помогут улучшить концентрацию и общее состояние ума.

